
Обзор способов нанесения символики на корпоративную спецодежду
Маркировку, декорирование или украшение спецодежды символикой заказчика можно назвать финишным этапом в производстве корпоративной рабочей одежды. Вышивка, трафаретная печать и термоперенос, как способы маркировки, наиболее распространены у производителей и поставщиков спецодежды. Обычно предлагается один, наиболее освоенный способ декорирования, хотя для ассортимента могут предложить любой из всей технологической палитры. Для массового клиентского охвата это неплохо, но как сложно служить двум господам, так и трудно в совершенстве овладеть всеми нюансами всех доступных способов. Обычно среди человеческих умений всегда есть одно, развитое более других, за что и называют человека Мастером.
Итак, вам нужна спецодежда с логотипом и вы озабочены ее поисками. Хорошо бы сразу найти производителя-швейника, обусловить с ним все свои пожелания, чтобы впоследствии он стал поставщиком спецодежды для вас. Он сможет исполнить любое ваше пожелание как заказчика, и дальнейшее ваше сотрудничество будет строиться на умолчаниях и уже решенных проблемах. Он сможет предложить вам любой способ декорирования одежды для любых производственных условий, потому что работать он будет с раскроенными деталями изделия и это наиболее удобный вариант для производителя. Весь спектр для вас: вышивка различного качества, термоперенос сложнейших по детализации рисунков, печать всевозможными красками с учетом химической чистки, высоких температур, кипячения, долговечности рисунка как следствие. Только производитель может предложить вам такую спецодежду, которая даже в конце срока носки будет выглядеть достойно.
Выбор способа декорирования влияет на то, как будет выглядеть ваш логотип на готовой одежде. Дело в том, что вышивка выглядит «очень богато» и респектабельно, но после первой же стирки, бывает, ее подложка морщится и за собой сборит все место рисунка. Термоперенос недешев, выглядит привлекательно и нарядно, пока по ошибке не пройдет некоторые стадии ухода и очистки, но об этом рассажу далее. Прямая печать водными красками отчасти поможет рисунку выстоять в агрессивной среде, но по кроющим возможностям водная краска уступает распространенным пластизольным краскам. Водная краска неудобна при многоцветной печати, т.е. застывает в фазах простоя или ожидания печати. Еще одно наблюдение: «набивка» рисунка в одну краску – легкий способ заработка гаражным или кухонным подрядчикам. Однажды мне довелось видеть сушку «набивки» в электродуховке! Понятно, что соблюсти температурный режим, при котором краски созревают и полимеризуются, они не могут, поэтому их подрядчицкая недобросовестность иногда портит отношения с производителем и потребителем одежды навсегда. Хотя бы в этой малости найдите способ удостовериться, что печать будет качественной и ваш логотип, флаг ваш, всегда будет в порядке!
На деле же не всегда есть возможность «прислониться» к фирме, отшивающей спецодежду. Магазины и компании-поставщики спецодежды предлагают широчайший ассортимент для всевозможных условий производства, покупай и носи! Но обратная сторона быстрого обмундирования - проблема персонализации. Процесс перепаковки и нанесения логотипа всегда мануфактурный, поэтому качество печати или вышивки зависит от квалификации мастера, и лишь в некоторой степени от качества используемых материалов.
Вышивать логотип на готовой одежде непросто, даже если она без подкладки. Но вышивка не боится химчистки, выглядит престижнее и, как правило, долговечнее простенькой спецовки. Как всякий объект, вышивку способна испортить варварская эксплуатация одежды. Тогда нитки, составляющие рисунок, рвутся, бахромятся и тем самым испорченный логотип становится надолго запоминающейся антирекламой. Дело не в пристрастности, в рачительности: испорченная дорогая вещь надолго остается в памяти. Конечно, любой испорченный декор это повод для печали, но не причина отказа от фирменной символики.
Нанесением надписей как интересной работой мы заняты уже 18 лет, поэтому писать статью на эту тему так же интересно. Долгое время для маркировки спецодежды использовались подручные или доступные краски и материалы. Они всегда были неподходящими. Так, белой краской мог служить сантехнический герметик, а масляная краска обеспечивала всю цветовую гамму. И тут появилась текстильная термопленка, которую можно было нарезать на каттере, выбрать облой и высокотемпературно прижечь на одежду необходимую сигнатуру. Способ не был промышленным или поточным, был дорог и требовал времени на подготовку. Термопленка толста, но очень прочна. Вероятно, это самый надежный и качественный способ получения надписи на ткани одежды. Тираж начинается от одной штуки или знака. По этой причине способ еще долго будет жить и работать, персонифицируя и нумеруя, например, спортивных игроков. Но и эта технология имеет ограничения: невозможность передать тонкие детали, полутона, оттенки или заказные цвета. Гамма пленок широка и обогащена материалами со спецэффектами, но есть более гибкие и универсальные решения.
Итак, термотрансферы. Эту технологию можно назвать «методом отложенной печати», хотя других названий всегда будет мало. Красочный рисунок, отпечатанный на бумаге-носителе и покрытый текстильным термоклеем, остается годным к использованию в течение многих лет. Частично теряя эластичность в процессе хранения из-за выветривания пластификатора, он продолжает оставаться годным. Описание недостатков старых термотрансферов на этом закончено. Трафаретные краски не выцветают независимо от базы, на которой они изготовлены, а термоклей, производимый из капрона, полиэстера и полиуретана, не меняет своих свойств. Благодаря этому возможно производить корпоративную одежду с фирменной символикой небольшими партиями в течение длительного времени. Достаточно взять серийную модель спецовки и нанести заготовленную термоаппликацию – и готово!
Очевидные и основные достоинства термотрансферной печати те же, что и у трафаретной. Это весь цветовой охват красок и дополнительно – специальные виды красок: глиттерные, световозвращающие, светонакапливающие, с переменным цветом. Дополнительно к палитре не только краски, имитирующие серебро, золото или бронзу, но и фольга для той же правдоподобной имитации и создания невероятных оптических эффектов. После такого перечисления другим технологиям декорирования тканей достается почетный титул «дополнительные». Наконец, на термоперенос требуется минимальное количество времени; это самый быстрый способ нанесения фирменной символики на готовую одежду.
В общем случае термотрансфер имеет слоистую структуру. Первым слоем на бумажную или полимерную подложку «зеркально» печатают рисунок – на изделии случится переворот и рисунок станет читаемым. Затем может наноситься белая подложка, чтобы цвет ткани и цвет краски не смешивались. Для белой ткани подложка не требуется. Наконец, заключительный, клеевой слой, который в горячем виде впитывается тканью в момент прижига прессом и за который держится краска. В зависимости от вида ткани используются различные по составу клеевые составы. К синтетическим тканям подойдет, допустим, высокотемпературный полиуретановый, а для спортивной формы – низкотемпературный полиэстеровый. Где-то важна эластичность клея, где-то – его повышенная адгезионная способность. Для большинства популярных тканей существуют готовые клеевые решения.
Стойкость термотрансферной печати сравнима с трафаретными результатами. Я наблюдал за старением одного трансфера в течение девяти лет и все это время вид его был безупречен. Самые частые причины, из-за которых трансферный рисунок портится, таковы: кипячение одежды, глажка раскаленным утюгом, химчистка. После такого «ухода» может испортиться не только рисунок, но и одежда. Поэтому если не забывать о бережном отношении, то корпоративная одежда прослужит долго.
Остается напомнить еще об одном обстоятельстве, сильно ограничивающем возможности декорирования и персонализации. До этого момента по умолчанию имелась ввиду спецодежда без подкладки. Удача, если подкладка в изделии не пристрочена к подолу и можно аккуратно надеть куртку на пяльцы или печатный стол. Если простроченная подкладка или прокладка имеют явную фактуру, то я не знаю безупречного способа нанесения надписей на такую одежду. Совершенно печальный вариант, если достались куртки с утеплителем из синтетических материалов и синтепона. Первые используют в качестве дешевой альтернативы второму. Поэтому дешевые куртки после того, как побывали под плитой термопресса, в зоне рисунка становятся как бы картонными и тонкими. Такое испорченное изделие тепла никому сохранить не сумеет. Это и есть иллюстрация: «Не гонялся бы поп за дешевизной».
Компания «Мастер шелкографии» уверенно владеет методом термотрансферной печати на готовой одежде и различных тканях. Это очень узкая специализация, но благодаря этому обстоятельству мы 18 лет сосредотачивались на особенностях термопереноса и анализировали свои ошибки. Мы принимаем любые количества одежды и через некоторое время возвращаем ее заказчику с качественной печатью. По заказу некоторых фирм мы печатаем термотрансферы для последующего переноса на одежду на территории заказчика или даже в регионах. Бывает, мы переделываем чужой брак, закрывая прежний рисунок или полностью удаляя его. Иногда изготавливаем для заказчика трафарет с рисунком, чтобы что-то несложное он печатал у себя. Это - наше основное.
Поскольку трафаретная печать как способ печати разнообразными
красками восхитителен, то и мы раз от раза, да попечатаем для разнообразия на
воздушных шариках, или на полиэтиленовых пакетах. Или на дощечках-фанерках. Или
на акриле. Или… да мало ли у нас красивых умений, от которых домой
возвращаешься в приподнятом настроении?
Ссылайтесь на меня:
Александр Попов,
мастер шелкографии,
www.logoboy.ru